№4 (52)'2011

2003-2018 © Разработка, поддержка ООО "Журнал "РТ". Все права защищены.

ТЕМА НОМЕРА: О чем напомнила "Булгария", или будет ли усвоен страшный урок? ЛИЦО НОМЕРА: Константин ПАЛЬНИКОВ, директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта
 
 
   
Содержание, полоса редактора, научные работы.
 
 
 
 
 
 
  

 

 

ПОЛОСА РЕДАКТОРА

Конструктивный и взвешенный подход вместо эмоций
 
Спустя время после трагедии с теплоходом «Булгария» целесообразно говорить не столько о произошедшем, сколько о современном положении дел в отрасли, обстоятельствах, способствовавших созданию кризисной ситуации, и оперативно принимать меры, чтобы ничего подобного и ни при каких условиях не могло повториться.
 
Случившееся, определенно, должно стать переломным моментом в истории отечественного речного транспорта, поскольку суровая реальность преподнесла всей стране страшный урок, который непозволительно не усвоить.
 
Анализируя факты, трудно удержаться от эмоциональных высказываний. Однако попробуем трезво оценить масштабы проблем, ставших еще более актуальными. Известно, что тема реки и речников крайне редко освещается в неспециализированных средствах массовой информации, тем более центральных. Причин этому много, в частности – «закрытость» отрасли, ее непопулярность и непрестижность, бедность, отсутствие ярких событий и крупных достижений, да и просто – политика телеканалов, печатных и электронных изданий.
 
На этом фоне в условиях неинформированности населения рождаются разного рода слухи, формирующие неблагоприятное впечатление, неадекватное восприятие действительности. Кто и когда в последний раз видел современную жизнеутверждающую передачу, репортаж, читал публикацию, которые повествовали о речниках, реках, флоте, портах?
 
Однако СМИ, безусловно, оказывающие серьезное влияние на общественное мнение, мгновенно отреагировали на катастрофу следующими заголовками: «Крушение «Булгарии» – типично российская трагедия», «”Булгария” утонула, а бизнес и чиновники выплыли», «Бардак на воде», «Наплевательское отношение к людям и взятки вновь привели к трагедии», «За три минуты перевернулась и затонула вера в Россию», «Казанский титаник», «Волжский титаник», «”Булгария” не могла не утонуть», «Водный транспорт изрядно прогнил».
 
Да, к сожалению, за этими «громкими» эпитетами скрывается доля «горькой правды», но нельзя же акцентировать внимание только на негативе.
 
К тому же следует добавить, что в наших рыночных условиях, где основной приоритет – деньги, в настоящее время в России действует схема, в принципе губительная для любой отрасли. С одной стороны, недобросовестные предприниматели, задача которых получить максимальную прибыль при минимальных вложениях и пренебречь обременительными требованиями закона (в том числе, в сфере безопасности). С другой стороны, материально заинтересованные, коррумпированные чиновники, поощряющие такой подход и в целях личной выгоды закрывающие глаза на любые нарушения, а порой и сами искусственно создающие прецеденты.
 
Вместе с тем у законопослушных представителей и бизнеса, и проверяющих структур не так уж много стимулов для нормальной работы. У первых (вследствие низких рентабельности и конкурентоспособности, отсутствия государственной поддержки и, что немаловажно, многочисленных административных барьеров и неоправданного давле- ния со стороны контролирующих и надзирающих органов) нет реальной возможности строить и покупать новый флот, вкладывать средства в модернизацию и развитие, полно- стью соответствовать всем нормам и правилам. У вторых (а инспекторы – нередко бывшие работники отрасли, капитаны или судовладельцы) – непрестижность профессии, скромная зарплата, скудная материально-техническая (инфраструктура, техника, флот) и несовершенная нормативно-правовая база.
 
В случае с «Булгарией», по сути, дело не в конкретном нерадивом судовладельце, капитане, инспекторе, которые не выполнили свои должностные обязанности и личный «кодекс чести». Речь идет о закономерных результатах функционирования абсолютно ненормальной «системы», приводящих к страшным последствиям недобросовестного подхода каждо- го в отдельности и всех вместе. Напомним, что катастрофа унесла жизни 122 человек, включая 26 детей!
 
Что там скрывать: нарушения, о которых в очередной раз громко заявила катастрофа, сегодня продолжают носить массовый и уже ставший обыденным характер.
 
Поэтому главная задача – разорвать этот замкнутый порочный круг!
 
Никому не хочется, чтобы отныне действительно одна из самых перспективных и в то же время несправедливо «забытых» отраслей вызывала исключительно негативные ассоциации. Поэтому крайне важно на данном этапе кардинально поменять вектор развития, пересмотреть политику, а также повысить персональную ответственность и искоренить коррупцию. Ведь, к счастью, были, есть и будут те энтузиасты, на которых, как говорится, «все до сих пор держится» и во власти, и в бизнесе.
 
Михаил КОБРАНОВ, главный редактор, доктор транспорта, академик РАТ, почетный работник речного флота и транспорта России
 

ТЕМА НОМЕРА
 
О чем напомнила "Булгария", или будет ли усвоен страшный урок?
Тема: Развитие событий после трагедии с дизель-электроходом «Булгария»; анализ положения дел в сфере пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте; предложения и меры по изменению ситуации к лучшему
 

ЖИЗНЬ ОТРАСЛИ
 
ЮБИЛЕИ
Чтить и преумножать традиции
Тема: 90-летие Музея речного флота Волжской государственой академи водного транспорта (ВГАВТ): история и современость
 
С Днем знаний!
 
НАГРАЖДЕНИЯ
 
ПАМЯТЬ
С.А. ЧИЖОВ: Прощались люди и теплоходы
 
ПАМЯТЬ
В.А. ГРУЗДЕВ
 
Один из самых перспективных и динамично развивающихся речных портов
Тема: Порт Коломна: краткая история, соременое состояние, направления развития
 
Проблемы оснащения речных судов системой ГЛОНАСС/GPS
Тема: Объективные трудности внедрения спутниковой навигационной аппаратуры на водном транспорте
 
АПСРТ на Байкале
Тема: Расмотреные вопросы и принятые решения Общего собрания Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ), прошедшего 21 июля 2011 года в пос. Листвянка Иркутской области
 
Ход навигации-2011 Енисейского пароходства
Тема: Особености нави гации 2011 года ОАО «Енисейское речное пароходство» (ОАО «ЕРП»)
 
«Проектирование сооружений, обеспечивающих устойчивость грунтовых массивов»
Тема: Участники презентации книги, содержание монографии и рецензи специалистов
 
Разработка стратегий замены транспортного флота
Тема: Подход к разработке стратегий замены транспортного флота судоходных компаний, предложеный в Волжской государственой академи водного транспорта (ВГАВТ)
 
Нормы Кодекса внутреннего водного транспорта в области качества перевозок грузов не действуют
Тема: Особености современой нормативно-правовой базы в области перевозок грузов на внутренем водном транспорте
 
Заложен речной ресторанный комплекс
Тема: Фоторепортаж с церемонии закладrи судна по проекту 23020 «Пилигрим», прошедшей 9 сентября 2011 года на Московском судостроительном и судоремонтном заводе (МССЗ)
 
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Речные информационные службы на ВВП Украины
Тема: Перспективные направления создания и развития речных информационых служб (РИС) на внутрених водных путях (ВВП) Украины
 
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Европа продолжает унификацию нормативной базы внутреннего судоходства
Тема: Аспекты унификации европейских технических предписаний для судов внутреннего плавания
 
ВЫСТАВКИ И ФОРУМЫ 

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ
 
 
 
Московская государственная академия водного транспорта (МГАВТ)
 
Стр. 64
В.И. Костин. Об одном методе расчета течений вязкой несжимаемой жидкости
 
Стр. 70
Е.А. Зайцев, И.А. Мещихин. Мониторинг прочности металлоконструкций запорных гидравлических конструкций СГТС
 
Стр. 74
В.А. Катенин, А.В. Бойков. Комплексное использование спутниковых и геоин- формационных технологий на судах смешанного река–море плавания
 
Стр. 78
О.В. Леонова, Е.Г. Веретенников, А.С. Смирнова. Обоснование безопасной эксплуатации портальных кранов
 
Стр. 81
В.Г. Фомин, П. Н. Карабутов. Методика оптимизации эксплуатационных показа- телей флота судоходной компании
 
Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций (СПГУВК)
Стр. 84
А.В. Саушев. Параметрическое управление состоянием динамических систем водного транспорта
 
Новосибирская государственная академия водного транспорта (НГАВТ)
Стр. 88
О.В. Щербакова, М.К. Романченко. Моделирование ожидаемых результатов оптимизации системы виброшумозащиты
 
Речной учебно-методический центр (РУМЦ), МГАВТ
Стр. 90
М.А. Иванов, О.В. Демченков. Сравнительный анализ качества тренажерной под- готовки судоводительского состава судов внутреннего плавания
 
Стр. 96
АННОТАЦИИ